Японские сады, садово-парковая архитектура Японии и Европы

Существует представление, что, используя набор определенных штампов, к примеру, поместив рядом с дорожкой из каменных плит и гальки каменный фонарик и посадив японский клен, мы получим японский сад. Это заблуждение. Сделать реальный японский сад можно без каких-то заимствований материалов и технологий. Главное - передать саму его сущность, глубинную идею. Чтоб осознать, чем в реальности является этот парадокс, необходимо знать культурный контекст, в каком он появился и развился. 

 

Архитектура и ландшафтная архитектура: Европа и Япония 

Садовая архитектура не существует сама по для себя, она является частью культуры общества в данное время. Сад обычно находится рядом с жильем и почти во всем связан с его видом. Классические японская и европейская архитектуры не только лишь непохожи - они обратны по своим принципам.  

В Европе, куда мы относим и Россию, дом - неопасное теплое место в прохладном агрессивном окружении. Толстые стенки накрепко делят интерьер и наружное место. Европейское садовое искусство тоже почти во всем является хроникой подчинения природы человеку, воплощенной в противопоставлении рукотворного и естественного. 

В Стране восходящего солнца же, с ее теплым и мокроватым климатом, понятие дома (минка - дом) фактически тождественно понятию крыши над головой. Основой всей конструкции являются древесные столбы (сечением 121 х 121 мм), которые держат черепичную либо соломенную крышу с соответствующей стропильной системой. Несущими элементами являются только эти столбы; легкие стенки не играют никакой конструктивной роли, они не задерживают тепло и холод. Сдвижные перегородки cедзи, оклеенные полупрозрачной бумагой, быстрее объединяют окружающее место и интерьер, чем разъединяют их. Иерархия помещений верно отражается материалом покрытия пола и его уровнем: кухня и хозяйственная часть дома имеют земельный пол; дощатая терраса поднята над землей, как и покрытая толстыми соломенными матами - татами - жилая часть. Размеры всех частей стандартизированы, измеряются в кенах (приблизительно 1,8 м) и соотносятся со стандартным размером татами (0,9 х 1,8 м, другими словами 0,5 х 1 кен). Такая стандартизация, по-видимому, связана с тем, что детали дома изготавливались в мастерских, а строительство сводилось к их монтажу, занимавшему всего некоторое количество дней. 

Потому в Стране восходящего солнца обычно отношение к дому, как к временному сооружению, которое просто выстроить поновой либо вернуть. Сад же - нечто намного более ценное - ведь деревья должны расти много лет, чтоб они приняли подходящую форму, камешки должны покрыться мхом, и все совместно - приобрести патину старины и неподдельности.  

История возникновения 

Сады при городских усадьбах известны в Стране восходящего солнца еще с периодов Асука (593-710) и Нара (710-794). Япония находилась в то время под сильным воздействием материковой культуры. Развитые торговые связи японских негоциантов привели к тому, что в VIII веке из Индии, Китая либо Кореи был завезен чай. 1-ая плантация появилась в районе Киото. Из Китая пришла и религия (буддизм).  

В 607 году китайский правитель отдал приказ выстроить обширный дворец с садом вокруг. Комплекс имел площадь 75 кв. миль, в строительстве участвовало практически миллион человек. В широком саду было девять искусственных прудов, наибольший - 13 миль по периметру. Посетив эту стройку в том же году, японский посланник был так впечатлен, что через пару лет у правительского дворца в Наре (тогда столице Стране восходящего солнца) был построен сад с прудами, островами, мостиками, павильонами и беседками. 

В период Хэйан (конец VIII-XII век) столицу перенесли в одноименный город, узнаваемый на данный момент как Киото. Хэйан - эра богатства и благоденствия Стране восходящего солнца. Спокойное время, активно развивается государственная культура, миниатюризируется китайское воздействие. В конце IX века правитель официально воспретил торговые связи с Китаем. У аристократов появилось время и возможность для увлечения строительством и разбивкой садов. Они жили в шикарных поместьях, построенных в стиле синден, их сады были прекрасны. К концу периода Хэйан сады резиденций придворной знати ассоциировали с земным воплощением рая (стиль Дзедо). К этому времени складываются принципы использования асимметрии и духа местности ("воспринимай во внимание округи") в садовом дизайне. 

В XIV-XV веках дзен-буддизм распространяется все обширнее, оказывая большущее воздействие на развитие Стране восходящего солнца; сразу перестает действовать запрет на сношения с Китаем. В период Камакура (1185-1392) возникает военное сословие самураев. Самураям с их жестоким образом жизни пришлись по душе аутотренинг и жесткая самодисциплина, проповедуемые дзен-буддизмом. Садовое искусство начинает перебегать в руки все более влиятельных дзен-монахов. Сады при дзен-буддистских монастырях видоизменяются. Сейчас они предусмотрены не для прогулок и радостного времяпрепровождения, а для созерцания в процессе медитаций на пути к просветлению. Вид сада подвергался упрощению, редукции, отбрасывалось все несущественное. Значительную роль играл символизм: кустики, камешки и песок (галька) в дзен-буддистском саду изображали горы и воду. Пустое место было более принципиально, чем заполненное предметами. 

В период Муромати (1392-1573) абстрактное садовое искусство дзен-буддизма добивается расцвета. В 1499 году строится именитый своим садом камешков храм Реандзи в Киото. Начинает зарождаться чайная церемония. Мурато Дзюко - ее создатель - определяет четыре принципа: гармония, почтительность, чистота и тишь (покой). В первой половине XVI века Дзео Такэно выдумывает чайный домик. Усиливается самурайское сословие. Могущественные полководцы имеют в собственном распоряжении целые армии, которые они употребляют в том числе и для перемещения большущих камешков и обустройства новых землевладений.  

С середины XV до середины XVI века длится период феодальной раздробленности, войны всех против всех - "эра воюющих провинций". Личные армии самураев, подчиненных враждующим феодалам, ведут войну вместе. В процессе войны Онин, которая в протяжении 10 лет шла на улицах Киото, город был фактически вполне разрушен. Но в это время, как ни феноминально, продолжали развивается экономика, культура, искусства. Умение писать стихи для самурая было более принципиальным, чем владение клинком.  

Во 2-ой половине XVI века Япония соединяется воединыжды под единой властью (период Момояма, 1573-1603). В этот мирный период Сэн-но Рикю, ученик Такэно, разрабатывает начальные положения сотворения сада вокруг чайного домика. В устройстве сада и архитектуре домика, в предметах для совершения чайной церемонии - кружках, котелке для воды употребляются принципы саби и ваби. (Саби - букв. патина. Безыскусная роскошная простота, вроде бы воплощающая внутри себя дух старины. Ваби - уединенность, безыскусность, скромность.) 

В первый раз возникает такая соответствующая особенность японского сада, как стрижка кустарников (в особенности азалий). Возникают сады для прогулок, по которым гуляют по предписанным образом проложенным маршрутам. 

На рубеже XVI и XVII века столицей Стране восходящего солнца становится Эдо (совр. Токио). Начинается период Эдо. Стальная рука правителя Токугавы вновь закрывает Японию от наружных воздействий. Роль самураев в жизни общества сводится на нет - они становятся рядовыми госслужащими, зато усиливается воздействие городских торговых классов, негоциантов. В этой атмосфере садовое искусство перестает быть вотчиной монахов и воинственных живописцев, и становится профессией ремесленников. Строились как крохотные сады в городских резиденциях, размером практически несколько татами, так и огромные пригородные парки по историческим мотивам. 

В XIX веке, после окончания самоизоляции, в процессе реставрации Мэйдзи в Стране восходящего солнца началось обширное заимствование западных технологий. Появились постройки из кирпича и камня, стали разбивать газоны.  

С открытием страны для иноземцев и запад получил японские идеи.  

Принцип взаимопроникновения пространств, разрушение монотонности типовой застройки, создание уголка для релаксации и любования красотой природы и сменой времен года (прямо в собственном городском жилье) - вот что черпает современное садовое искусство в классической японской культуре дома и сада.

Алексей СКИБИН,По материалам компании "СпецПаркДизайн"

Штора рулонная Inspire Шантунг 55х160 см цвет коричневый

Штора рулонная Inspire «Шантунг» — модель с выраженным фактурным рисунком плетения. Этот девайс можно использовать и как самостоятельный декор для окон, и в качестве дополнения к традиционным шторам. В собранном виде полотно фактически неприметно, занимает минимум места.

В комплекте: ткань в рулоне, утяжелитель, узел крепления, крючки для крепления на раму окна без сверления, втулка, втулка с цепочкой, шурупы с дюбелями. Изделие выполнено в современном стиле. Есть утяжелитель из ПВХ. Карниз белоснежный, без кассеты.

Преимущества рулонных штор «Шантунг»

Характеристики модели

Советы по уходу: полотно запрещено отбеливать и разглаживать, уход осуществляется с помощью химчистки.